«ГосЛог» возьмет под контроль дальнобойщиков: зачем в России создают единый реестр автоперевозчиков.
С 1 марта 2025 года в России планируется введение единого электронного реестра автоперевозчиков — системы «ГосЛог». Это новшество призвано создать эффективную структуру для обработки всего транспортного потока в стране. Какие цели преследует эта инициатива, какие изменения ждут рынок грузоперевозок и с какими рисками могут столкнуться участники отрасли?
Согласно законопроекту, только компании и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, получат право на осуществление автоперевозок грузов. В реестр будут вноситься подробные данные:
Главная цель создания «ГосЛог» — усиление контроля за грузовыми автоперевозками в связи с ростом числа ДТП с участием грузового транспорта. Инициатор законопроекта Евгений Москвичев связывает негативную тенденцию с отменой обязательного лицензирования в отрасли, что привело к снижению контроля. По данным Комитета Госдумы по транспорту, лишь 20% собственников уведомляют власти о начале перевозочной деятельности, что оставляет большую часть перевозчиков вне поля зрения регулирующих органов.
Первый зампред транспортного комитета Госдумы Павел Федяев подчеркнул:
«У нас сегодня деятельность по грузоперевозкам носит уведомительный характер. Прописываются нюансы, потому что необходимо государственное регулирование грузовых перевозок».
Улучшение качества дорожного полотна также сыграло свою роль: значительная часть грузов переориентировалась с железнодорожного и речного транспорта на автомобильный, что увеличило нагрузку на дороги и потребовало дополнительных мер контроля.
Еще одной важной задачей реестра является борьба с уклонением от налогов. По оценкам, до 60% объемов грузоперевозок осуществляется по «серым» схемам, когда владельцы грузовиков передают свои транспортные средства в аренду для ухода от налогового бремени. В пояснительной записке к законопроекту указано, что легализация этого рынка может принести бюджету до 450 млрд рублей ежегодно.
Помимо создания реестра, Министерство транспорта планирует разработку Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Это следует из документации, размещенной ведомством на портале госзакупок в июне 2022 года. Данная инициатива также включена в Транспортную стратегию до 2030 года.
Цели платформы:
Представители транспортной отрасли в целом положительно оценивают инициативу, отмечая ряд преимуществ:
Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, отметил:
«У бизнеса появится инструмент, который позволит оценить надежность и качество услуг перевозчика до заключения сделки».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, подчеркнул:
«Создание платформы может стать ключом к решению проблемы безошибочной обработки всего транспортного потока».
Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli, добавила:
«Использование электронных навигационных пломб обеспечит непрерывный мониторинг грузов и повысит доверие клиентов к сервисам доставки».
Несмотря на положительные ожидания, участники рынка отмечают и возможные сложности:
Вадим Филатов выразил обеспокоенность:
«Малый бизнес может столкнуться с падением рентабельности, и большая часть игроков может покинуть рынок... Важно запустить меры поддержки во время переходного периода».
Для успешного внедрения системы и минимизации негативных последствий эксперты предлагают:
Введение единого реестра автоперевозчиков и национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог» — серьезный шаг в цифровизации и реформировании российской логистической отрасли. Это новшество обещает повысить безопасность и эффективность грузоперевозок, сделать рынок более прозрачным и конкурентоспособным.
Однако для успешной реализации проекта необходимо тщательно продумать механизмы внедрения, обеспечить поддержку бизнеса и учесть возможные риски. Только при условии совместных усилий государства и участников рынка можно добиться поставленных целей и вывести российскую логистику на новый уровень развития.
Новые правила игры
В апреле 2023 года в Государственную думу поступил законопроект, обязывающий автоперевозчиков грузов регистрироваться в едином электронном реестре «ГосЛог». Автором инициативы выступил глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.Согласно законопроекту, только компании и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, получат право на осуществление автоперевозок грузов. В реестр будут вноситься подробные данные:
- Информация о перевозчике: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
- Сведения о транспортных средствах: грузовики с максимальной массой свыше 3,5 тонн.
- Данные ответственных специалистов: ФИО лица, отвечающего за безопасность дорожного движения в компании, и документы, подтверждающие его профессиональную компетентность.
- Информация о грузах: типы перевозимых грузов.
- Страховые сведения: максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить ущерб грузу.
Цели и задачи реестра
Усиление контроля и безопасность
Главная цель создания «ГосЛог» — усиление контроля за грузовыми автоперевозками в связи с ростом числа ДТП с участием грузового транспорта. Инициатор законопроекта Евгений Москвичев связывает негативную тенденцию с отменой обязательного лицензирования в отрасли, что привело к снижению контроля. По данным Комитета Госдумы по транспорту, лишь 20% собственников уведомляют власти о начале перевозочной деятельности, что оставляет большую часть перевозчиков вне поля зрения регулирующих органов.
Первый зампред транспортного комитета Госдумы Павел Федяев подчеркнул:
«У нас сегодня деятельность по грузоперевозкам носит уведомительный характер. Прописываются нюансы, потому что необходимо государственное регулирование грузовых перевозок».
Улучшение качества дорожного полотна также сыграло свою роль: значительная часть грузов переориентировалась с железнодорожного и речного транспорта на автомобильный, что увеличило нагрузку на дороги и потребовало дополнительных мер контроля.
Борьба с «серыми» схемами
Еще одной важной задачей реестра является борьба с уклонением от налогов. По оценкам, до 60% объемов грузоперевозок осуществляется по «серым» схемам, когда владельцы грузовиков передают свои транспортные средства в аренду для ухода от налогового бремени. В пояснительной записке к законопроекту указано, что легализация этого рынка может принести бюджету до 450 млрд рублей ежегодно.
«ГосЛог» и цифровизация логистики
Помимо создания реестра, Министерство транспорта планирует разработку Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Это следует из документации, размещенной ведомством на портале госзакупок в июне 2022 года. Данная инициатива также включена в Транспортную стратегию до 2030 года.
Цели платформы:
- Создание единой базы объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
- Обеспечение «бесшовной» грузовой логистики.
- Повсеместное использование электронных навигационных пломб для отслеживания местоположения грузов.
- Сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне, особенно со странами ЕАЭС, ШОС и БРИКС.
- Создание цифровых площадок для заказа грузоперевозок и услуг электронной коммерции.
Мнение отрасли: плюсы и перспективы
Представители транспортной отрасли в целом положительно оценивают инициативу, отмечая ряд преимуществ:
- Повышение безопасности перевозок благодаря строгому контролю и ответственному подходу перевозчиков.
- Прозрачность отрасли: борьба с недобросовестной конкуренцией и «серыми» схемами.
- Оптимизация маршрутов и сокращение издержек.
- Упрощение международного сотрудничества через унификацию документооборота.
Вадим Филатов, руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, отметил:
«У бизнеса появится инструмент, который позволит оценить надежность и качество услуг перевозчика до заключения сделки».
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, подчеркнул:
«Создание платформы может стать ключом к решению проблемы безошибочной обработки всего транспортного потока».
Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli, добавила:
«Использование электронных навигационных пломб обеспечит непрерывный мониторинг грузов и повысит доверие клиентов к сервисам доставки».
Вызовы и риски внедрения
Несмотря на положительные ожидания, участники рынка отмечают и возможные сложности:
Административная и финансовая нагрузка
- Обновление автопарка: соответствие новым требованиям потребует инвестиций, что может быть обременительным для малого бизнеса.
- Необходимость обучения персонала: введение новых систем и технологий потребует подготовки кадров.
- Дополнительные издержки: расходы на регистрацию, использование платформы и обеспечение безопасности данных.
Технические и интеграционные проблемы
- Совместимость с существующими системами: необходимость интеграции «ГосЛог» с уже используемыми компаниями платформами управления транспортом.
- Риски кибербезопасности: защита конфиденциальной информации участников рынка.
- Возможные сбои: высокая нагрузка на систему может приводить к техническим проблемам, особенно на начальных этапах.
Влияние на малый бизнес
Вадим Филатов выразил обеспокоенность:
«Малый бизнес может столкнуться с падением рентабельности, и большая часть игроков может покинуть рынок... Важно запустить меры поддержки во время переходного периода».
Пути решения и меры поддержки
Для успешного внедрения системы и минимизации негативных последствий эксперты предлагают:
- Упростить процедуру регистрации: сделать интерфейс платформы интуитивно понятным и доступным.
- Обеспечить защиту данных: гарантировать конфиденциальность информации участников.
- Предусмотреть меры поддержки: налоговые льготы, субсидии на оборудование, поэтапное внедрение системы.
- Интегрировать платформу с иностранными системами: для упрощения международных перевозок и документооборота.
- Обсудить законопроект с профессиональным сообществом: учесть мнение перевозчиков и экспертов отрасли.
Заключение
Введение единого реестра автоперевозчиков и национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог» — серьезный шаг в цифровизации и реформировании российской логистической отрасли. Это новшество обещает повысить безопасность и эффективность грузоперевозок, сделать рынок более прозрачным и конкурентоспособным.
Однако для успешной реализации проекта необходимо тщательно продумать механизмы внедрения, обеспечить поддержку бизнеса и учесть возможные риски. Только при условии совместных усилий государства и участников рынка можно добиться поставленных целей и вывести российскую логистику на новый уровень развития.